Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22. Расположен в Краснодарском крае Курганинский район поселке Степной, улица Пушкина дом 2, является социальным центром посёлка Степного, в котором функционирует четыре группы, две из них для детей с нарушениями речи в возрасте от 4 до 7 лет, I –II младшая группа, разновозрастная и группа кратковременного пребывания по подготовке детей к школе «Играя, обучаюсь» которая функционирует с 2003 года.
Дошкольное образовательное учреждение функционирует с 1968 года в приспособленном здании, рассчитано на 60 мест. Каждая группа изолирована. Длительность пребывания детей в ДОУ 10,5 часов, при пятидневной рабочей недели с 700 до 1730, обслуживающий персонал состоит из 28 человек постоянного состава. Территория МДОУ занимает 5000 кв.м. Прекрасно озеленена деревьями разных пород, кустарниками, имеется лес. Кустарники своевременно подстригаются, деревья обрезаются. Для каждой возрастной группы имеются веранды, участки.
Педагогический коллектив, обеспечивающий развитие и воспитание детей состоит из: заведующей МДОУ Запруднева Виталия Вячеславовна; старшей медицинской сестры, музыкального руководителя, два учителя-логопеда, старшего воспитателя и семи воспитателей, из них имеют:
· высшее образование – 8 человек;
· средне-педагогическое – 4 человек;
· обучаются в институте – 1 человека.
В ДОУ работают педагоги со следующей квалификацией:
· высшая - 1;
· I категория - 4;
· II категория - 4
Не аттестован 1 педагог, так как обучается в ВУЗе.
Дошкольное образовательное учреждение кадрами укомплектовано полностью. Все педагоги регулярно проходят курсовую переподготовку, в соответствии с видом коррекционной работы.
МДОУ работает по программе «Воспитания и обучения детей в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, М.С.Комаровой. Группы речевого развития по программе «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специализированного детского сада» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина.
В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, проходит работа над увеличением моторной плотности занятий. Используются вариативные режимы дня, разнообразные программы и методики.
В ДОУ проводится работа по профилактике и снижению заболеваемости:
· организация спортивных игр и упражнений на воздухе;
· утренняя гимнастика, ходьба по дорожкам здоровья, закаливание;
· организацией дней здоровья;
· самостоятельной двигательной деятельностью детей, как в помещении,
так и на воздухе.
При организации и проведении занятий учитываются группы здоровья, в соответствии с этим определялась нагрузка. Осуществляется контроль за проведением закаливающих мероприятий, за соблюдением профилактических мер по охране жизни и здоровья детей (случаев травматизма не было), за соблюдением санитарно-гигиенических норм режима дня. Старшая медицинская сестра регулярно проводит санитарно-просветительную работу, предупреждение нарушения осанки, за качеством приготовления пищи.
В ДОУ созданы условия для развития у детей элементарных математических представлений, для ознакомления детей с многообразием растительного и животного мира, явлениями общественной жизни страны и родного поселка. Использовались основные и дополнительные программы, вариативные технологии и методики, направленные на познавательное развитие детей.
Группа кратковременного пребывания «Играя, обучаюсь» удовлетворяет запросам родителей, не имеющих возможности отдать ребёнка в детский сад, обеспечивает дошкольника необходимой развивающей подготовкой к школе и предоставляет ребёнку возможность проявить собственную инициативу в выборе занятий и во взаимоотношениях с другими детьми.
Среди родителей проводится мониторинг (беседы, анкетирование, опрос), консультации педагогов и учителя-логопеда, в результате родители стали единомышленниками и помощниками педагогам. Педагоги рассказывают родителям о достижениях ребёнка, о задачах стоящих перед ними и получают такую же информацию от родителей. Прошедший год показал, что такая форма работы с детьми не посещающих ДОУ востребована. Установленное партнёрское сотрудничество педагогов с родителями способствует обеспечению индивидуального подхода к каждому ребёнку и это помогает нам организовать работу таким образом, что ни один ребёнок посёлка не будет обделён вниманием и не окажется исключённым из процесса обучения.
Система работы ДОУ
Условия реализации образовательной программы.
Модель управления и методической работы ДОУ обеспечивает условия для реализации образовательной программы.
1. Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с уставом ДОУ и законодательством РФ.
2. Заведующая ДОУ выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией.
3. В ДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина.
Ø имеется номенклатура дел;
Ø регистрируется исходящая и входящая документация;
Ø осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций);
Ø распределены обязанности между руководителями;
Ø обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных сметой;
4. В ДОУ имеется нормативно – правовая документация, реализующая деятельность образовательного процесса:
- устав ДОУ;
- договор с учредителями;
- договор между родителями (законными представителями) и ДОУ.
Документация ведется в соответствии с Перечнем дошкольного образовательного учреждения.
5. В ДОУ соблюдаются правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.
Существует определенная стратегия и тактика функционирования и развития ДОУ:
Ø осуществляется перспективное планирование;
Ø осуществляется оперативное планирование;
Ø воспитатели имеют тематические планы по воспитанию и развитию детей;
Ø тематические планы воспитателей и специалистов скоординированы по содержанию;
Ø работа педагогов осуществляется на основе координации их деятельности.
На основании представленного материала выстроен механизм управления качеством образовательной программы. Составляющими звеньями качества образования являются: качество условий, качество процесса образования, качества результатов процесса образования в ДОУ.
Принципы комплектования:
· миссия в социуме (изучение социальных факторов и потребностей, демографических факторов, социального заказа родителей);
· характеристика контингента детей (медицинские данные);
· выбор и построение модели организации и функционирования педагогической системы (основы взаимодействия, интеграции и дифференциации).
Создание условий для решения образовательных задач:
· подходы к выбору образовательных программ;
· наличие образовательных технологий нового времени, или авторских педагогических технологий;
· характеристика профессиональной компетентности и творческого потенциала педагогических кадров;
· организация информационного пространства и функционирования методической службы ДОУ;
· создание развивающей среды;
· объединение образовательного пространства (со школой, библиотеками).
Повышение качества образования в ДОУ:
· овладение современными технологиями образования;
· совершенствование информационной культуры педагога и процесса аттестации педагогических кадров;
· внедрение здоровьесберегающих подходов (системы диагностики, учет средовых факторов, валеологического просвещения и создания условий для воспитания здорового образа жизни и жизнедеятельности, комфортного мироощущения и психического здоровья, освоение психотерапевтических приемов и коррекционных методик);
· построение процесса педагогического взаимодействия в образовательной системе на гуманистических принципах (учет сферы детских интересов, уважения к личности ее особенностям, потребностям и правам, опора на опыт и инициативу ребенка, сопровождение естественного развития ребенка и стимулирование познавательной и социальной активности, понимание причин возрастных кризисов и обеспечение социальной адаптации и др.)
Управление образовательной системой:
· система сбора и анализа информации, выбор аналитических методик;
· коллегиальный принцип управления (Совет педагогов, попечительский совет, Организационно - методический Совет, Родительский комитет);
· маркетинговый принцип обобщения и презентации результатов педагогической деятельности (наглядная информация)